Суть данного законопроекта — это консолидация ресурсов в муниципальном округе


Председатель Правления ВАРМСУ — о работе Ассоциации по экспертному обсуждению законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»


Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» депутат Государственной Думы Павел Крашенинников и сенатор Российской Федерации Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года. Цель — привести законодательство в соответствие с новыми положениями Конституции РФ. Для Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления законопроект не стал неожиданностью. Наши эксперты ежегодно анализируют ситуацию о состоянии МСУ, с предоставлением ежегодного доклада Правительству РФ.


По обратной связи, которую мы получаем, вопрос не стоит чтобы сэкономить, а наоборот улучшить качество предоставление услуг для населения. Мы не говорим об экономии бюджетных средств: их необходимо использовать эффективно – на благоустройство, на развитие инфраструктуры, туризма. Суть данного законопроекта – это консолидация ресурсов в муниципальном округе. Законопроект о МСУ предполагает взаимодействие различных уровней публичной власти как единого организма для улучшения качества жизни граждан.


Законопроект является логичным этапом процесса совершенствования единой системы публичной власти, который призван упорядочить отношения разных уровней власти, обеспечить прозрачность работы органов местного самоуправления, установить особый уровень ответственности перед населением.


Важно, чтобы новые нормы закона работали четко и логично, в интересах общества и государства, повысили качество жизни людей. ВАРМСУ провела экспертный марафон по публичному обсуждению данного законопроекта. Мы с коллегами стали в ежедневном режиме получать обратную связь от Советов муниципальных образований субъектов РФ, от представителей муниципального сообщества.

ВАРМСУ задала высокий уровень экспертных обсуждений. Состав спикеров и участников круглых столов был сформирован таким образом, что ни один из важных вопросов не остался без внимания. Регионы активно подхватили эту эстафету и на различных площадках проводили свои региональные публичные слушания. Анализ проводился буквально по каждой статье. В экспертных обсуждениях ВАРМСУ приняло участие более 15 тысяч человек.


Свои предложения высказали и направили Советы муниципальных образований 45 субъектов Российской Федерации, шесть всероссийских и межрегиональных ассоциаций, свыше 150 муниципальных образований. Всего – более 1000 предложений по внесению изменений и дополнений в законопроект, проанализированы специалистами и обобщены в виде экспертного заключения ВАРМСУ. Наша Ассоциация благодарна муниципальному сообществу за активность и неравнодушие, за конструктивный диалог и дельные предложения.


В период экспертного марафона ВАРМСУ все главы муниципальных образований, в подавляющем большинстве, отмечали, что работа по подбору глав и депутатов поселенческого уровня требует больших усилий и зачастую это сводится к тому, что из-за отсутствия конкуренции подбирали того, кто давал просто согласие. Полагаем, что главным альтернативным органом может стать создание общественных палат на уровне муниципальных и городских округов с обязательным делегированием лидеров общественного мнения или старост от поселений. Всегда поселенческий уровень понимал, что более сильная ресурсная база и кадровое обеспечение находится на уровне района.


Суть местного самоуправления — это вовлеченность жителей в управление своими территориями, что будет решаться в первую очередь через инициативное бюджетирование, а также участие граждан в проектах развития городской среды и в иных общественных объединениях, в том числе ТОСах.


ВАРМСУ проводит большое количество вебинаров, посвященных инвестиционным проектам, которые направлены на новое строительство, модернизацию, перепрофилирование или реконструкцию бизнеса. Это создает фундамент для укрепления муниципалитетов за счет правильно выстроенной экономики, появление новых рабочих мест.


Территория муниципального образования играет важную роль в развитии местного самоуправления. От нее напрямую зависит структура органов МСУ, особенности социально-экономического и хозяйственного развития муниципального образования, а также компетенции и полномочия органов местного самоуправления. Система организации МСУ четко накладывается на существующую поселенческую сеть муниципальных образований, а значит, не должна повлечь кардинального сокращения людей, которые работают на этом уровне. Переход работников поселенческого уровня в администрацию муниципальных округов обязательно приведет к улучшению системы их оплаты труда.


Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» учитывает демографические особенности территорий. Вопрос оттока населения — это естественные процессы агломерации. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Условия жизни, повышение качества жизни – это главная задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным перед властями на региональном и местном уровнях.


В данном законопроекте сделан акцент в отношении региональных органов власти. Предусматривается глава муниципального округа, губернатор – это звенья публичной власти, ответственные за качество жизни своего населения. Опыт показывает, что в развитии территории играет роль не депутатский корпус, а в первую очередь местная администрация и чиновники, имеющие соответствующую квалификацию, опыт работы.


Проект закона способствует устранению путаницы при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В целях наиболее оптимального обеспечения интересов населения регион может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании (которые не отнесены к неотъемлемым) и осуществлении их на региональном уровне. Общая структура органов местного самоуправления остается неизменной, как и способы ее формирования.


Наша Ассоциация на основании серии обсуждений законопроекта с муниципальным сообществом и специалистами в области местного самоуправления выработала свое экспертное заключение. Сейчас прорабатывается конкретные предложения к законопроекту ко II чтению. Если эти предложения будут учтены, буду рад, что этот закон упорядочит и сделает более эффективным местное самоуправление в нашей стране. Впереди предстоит большая кропотливая работа и в части обобщения, внесения изменений, и в рамках информационно-разъяснительной работы с муниципалитетами, и в формате всесторонней поддержки при принятии и реализации закона. Поэтому на этапе обсуждений нам необходимо консолидировать экспертное мнение, выслушать все стороны, внести предложения и корректировки, чтобы получить работающий и цельный закон.


ИВАН ЦЕЦЕРСКИЙ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ВАРМСУ,

ЧЛЕН СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РФ ПО РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья подготовлена по материалам журнала "Муниципальный вестник" №7, февраль 2022 года



События
Архив
Новости